(Пирский Николай Васильевич; 7.04.1857, с. Солошино Кобелякского у. Полтавской губ.- 9.06.1935, Полтава), архиеп. Полтавский и Кременчугский. В 1877 г. окончил Полтавскую ДС, после чего служил учителем. 2 нояб. 1880 г. рукоположен во иерея, назначен настоятелем храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в его родном селе. Помимо пастырских исполнял обязанности законоучителя солошинских церковноприходской школы и школы грамоты, а также народного уч-ща в с. Дийнековка. С 1887 г. являлся окружным наблюдателем церковных школ, с 1888 г.- товарищем (заместителем) председателя Кобелякского уездного отделения Полтавского епархиального училищного совета. 21 сент. 1898 г. назначен настоятелем храма во имя Иоанна Предтечи в г. Прилуки Полтавской губ. Одновременно стал прилукским уездным наблюдателем церковных школ, от духовенства его избрали членом Прилукской городской думы. 27 июля 1899 г. переведен священником к Крестовоздвиженскому собору в г. Кобеляки, назначен благочинным кобелякских городских церквей.
В 1905 г. стал настоятелем Крестовоздвиженского собора, возведен в сан протоиерея. Автор неск. статей и брошюр по истории храмов и селений Полтавской епархии, публиковавшихся в «Полтавских епархиальных ведомостях». В февр. 1907 г. избран депутатом 2-й Гос. думы (распущена в июне того же года). Входил в состав депутатской фракции правых монархистов. С окт. 1908 г. помимо пастырских исполнял обязанности законоучителя кобелякских мужской и женской гимназий. Был избран гласным Кобелякского уездного земства от духовного ведомства, председателем Кобелякского уездного отд-ния Полтавского епархиального училищного совета, директором Кобелякского уездного отделения Попечительного о тюрьмах комитета. В июне 1909 г. прот. Н. В. Пирскому было поручено произнести приветственную речь от имени епархиального духовенства в честь прибытия в Полтаву по случаю празднования 200-летия Полтавской битвы имп. мч. Николая II Александровича (тот в ответ, поблагодарив, сказал, что помнит протоиерея по Петербургу). После Февральской революции 1917 г. против прот. Н. В. Пирского были выдвинуты обвинения в участии в монархических орг-циях и причастности к подавлению революционных выступлений в 1905 г. Однако рассмотревший его дело в окт. 1917 г. епархиальный совет постановил: «...дать отзыв Преосвященному Владыке о протоиерее Николае Пирском как о человеке неопасном в политическом отношении и не способном к контрреволюционным выступлениям, всегда исполнительном и не выходящем за пределы предоставленных ему прав, и аккуратном в исполнении поручаемых ему обязанностей».
На состоявшемся 2-4 сент. 1922 г. Киевском совещании архиереев, клириков и мирян правосл. епархий Украины были приняты решения об организации в Полтавской епархии новых вик-ств. Киевским совещанием были утверждены кандидаты на викарные кафедры, в т. ч. прот. Н. В. Пирский. Имеются сведения, что первоначально его кафедра должна была находиться в Кременчуге (во 2-м по значимости городе на Полтавщине). Однако протоиерей выдвинул условие - после принятия им архиерейского сана оставить его на жительство в Кобеляках, где он священствовал уже много лет. Тем не менее новому викарию было поручено руководство церковными делами в Кобелякском и Кременчугском уездах, на территории которых было образовано полусамостоятельное вик-ство (позднее в его состав вошел и Хорольский у. Полтавской губ.). По принятии монашества с сохранением прежнего имени Н. был хиротонисан 16 янв. 1923 г. во епископа Кобелякского, викария Полтавской епархии. Хиротонию в Успенском соборе Полтавы возглавил Полтавский и Переяславский архиеп. Григорий (Лисовский; впосл. митрополит). По воспоминаниям современников, Н. старался вести незаметную жизнь, никогда не выступал с воззваниями или обращениями к пастве, проводил архиерейские службы быстро и неблагоговейно. При пожилом архиеп. Григории Н. был оттеснен от епархиальных дел энергичным Лубенским еп. Феофилом (см. Булдовский Ф. И.) По некоторым сведениям, Н., еще будучи протоиереем, тайно присоединился к обновленцам, которые запугивали его преследованиями со стороны властей за участие в монархических орг-циях. В 1923 г. обновленцы открыто объявили о принадлежности Н. к их иерархии, что сильно дискредитировало его в глазах верующих.
Подавляющее большинство духовенства и мирян Кобелякского викариатства выступали против обновленцев. Летом-осенью того же года состоялись 2 викариальных съезда - в Кобеляках и Кременчуге. Оба съезда приняли резолюции с осуждением обновленчества и заявили о верности патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину). Делегаты съездов потребовали от Н. порвать все отношения с обновленцами, однако он уклонился от публичного заявления по этому поводу. Имеются документальные данные, что в мае 1923 г. Н. все же присоединился к обновленцам, но не стал открыто заявлять об этом. Когда на церковный съезд в Кременчуге прибыл перешедший в обновленчество Глуховский еп. Матфей (Храмцов) и собщил, что он прислан в помощь Н., тот ответил, что никакой помощи ни у кого не просил. Неопределенная позиция в отношении обновленчества привела к тому, что часть духовенства «вооружились против епископа Николая и не поминают его в церквях». Один за другим от него стали отходить приходы. Прервали каноническое общение со своим епископом и перешли в непосредственное подчинение епархиальному архиерею архиеп. Григорию (Лисовскому) община Козельщанского в честь Рождества Пресв. Богородицы женского мон-ря во главе с духовником обители архим. сщмч. Александром (Петровским; впосл. архиепископ), клир и прихожане Успенского собора Кременчуга во главе с настоятелем прот. Александром Гречановским, Трёхсвятительская ц. села Рудки Кобелякского у. В подчинение Лубенского еп. Феофила перешли Покровская ц. г. Хорола и 2 благочиннических округа Хорольского у.
5-6 марта 1924 г. в Кременчуге состоялся очередной съезд духовенства и мирян Кобелякского вик-ства, на к-рый прибыли представители Кременчугского, Кобелякского и Хорольского уездов. Почетным председателем единогласно был избран Н. На съезде выступил представитель обновленческого Харьковского «синода» прот. В. Падалка, к-рый сообщил о проведении обновленческих «соборов» в Москве и Харькове. После этого съезд постановил: «Не признавать обоих этих соборов, равно как и Харьковского Священного Синода, как неканоничных и не подчиняться их постановлениям и распоряжениям». Однако Н. и на этот раз уклонился от осуждения обновленчества. Тогда группа духовенства и мирян во главе с архим. Александром (Петровским) обратилась с докладом, в к-ром излагались причины их выхода из подчинения Н., к экзарху Украины митр. Михаилу (Ермакову), к-рый в это время находился под арестом в Москве, а затем был выслан в Ср. Азию. Экзарх, рассмотрев дело, запретил Н. в священнослужении. Но вскоре др. группа духовенства - сторонников Н.- во главе с благочинным Кременчугского округа прот. С. Кремянским отправила митр. Михаилу свое послание с просьбой простить Н. временное вынужденное пребывание в обновленчестве и отменить решение о его запрещении в священнослужении. Митр. Михаил направил Н. письмо, в к-ром сообщил о снятии с него запрещения. К этому времени, видимо, относится публичное покаяние Н., к-рый вышел во время богослужения к народу в простой рясе без панагии и просил у верующих прощение за пребывание в обновленчестве. Возвращение Н. в Православие подтверждается отчетом Полтавского отдела ГПУ за сент. 1924 г.
Не позднее февр. 1925 г. Н. уже открыто перешел к обновленцам и в мае того же года принял участие в обновленческом «Втором Всеукраинском Поместном Соборе» в Харькове. В июне был назначен на обновленческую Балтскую кафедру с возведением в сан «архиепископа». В том же году вернулся в сане епископа в каноническую Церковь и вновь занял викарную Кобелякскую кафедру. В кон. 1925 г. Н. подписал «Постановление Собора православных епископов Украины» (т. н. Постановление 13-ти) о лишении сана и отлучении от Церкви бывш. Лубенского еп. Феофила (Булдовского) и др. главарей Лубенского раскола. В это время в подчинении Н. находилось более 200 приходов, тогда как у обновленцев было ок. 20-25 приходов. Однако неск. правосл. приходов отказывались признать Н. своим архиереем, поскольку он «влачил свою мантию от обновленчества к православию и снова к обновленчеству». После кончины Полтавского митр. Григория (Лисовского, † 17 марта 1927) Н. вновь перешел в обновленчество, но через неск. месяцев снова принес покаяние. В янв. 1928 г. как епископ Кременчугский он участвовал в архиерейском совещании в Киеве под председательством Киевского митр. Михаила (Ермакова). В мае того же года назначен епископом Роменским, викарием Полтавской епархии. Был возведен в сан архиепископа. В 1931 г. назначен архиепископом Новоград-Волынским, викарием и временным управляющим Волынской епархии. С 13 мая 1932 г. Н.- архиепископ Полтавский и Кременчугский. Его кафедральным храмом была Макариевская ц. Полтавы. Скончался в глубокой старости. Похоронен на кладбище близ полтавского Крестовоздвиженского мон-ря.